ТАЙНА ГОСПОДНЯ

Глава десятая

НОВЫЙ ЗАВЕТ И ТАЙНА ГОСПОДНЯ

«Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс. 24:14).

Я верю, что Бог тщательно подбирал слово «тайна», которое Он использовал в этом отрывке. Его еврейский корень означает «быть начеку, быть наготове, бодрствовать, быть доверенным лицом». Здесь выражена могущественная концепция: у Бога имеется тайна, которую Он откроет только верующим, которые страстно желают познать ее. Этот круг ищущих станет Его доверенными лицами только благодаря глубокой жажде познать Его сердце.

В сущности, Господь не открывает Своей тайны кому попало даже в церкви Христа. Легкомысленные, болтливые христиане не постигнут ее, и несерьезные, небрежные верующие никогда не станут ее причастниками. Вот почему Библия называет это тайной: она открывается только тем, кому Бог доверяет.

Я верю, что эта тайна завета является спасательным тросом, который Бог бросает всякому христианину, тонущему в трясине греха. Посредством него Он призывает каждое дитя, связанное похотью, порочной привычкой или греховной твердыней, говоря: «Держись за Мой завет, он будет для тебя спасательным тросом, чтобы ты мог спастись от греха – пока ты не погиб».

Но – я говорю это как можно мягче – только горсточка христиан ухватятся за этот спасательный канат. Верующий может запомнить наизусть все славные обетования Нового Завета, овладеть сложными основами теологии и проследить все библейские заветы, от Адамовского до Нового. Но только немногие направляют свои мысли, чтобы прилежно искать Господа, для того, чтобы уразуметь Его живительный Новый Завет.

Если рассмотреть, то обетований и положений, которые дает нам Бог через Новый Завет, не так уж и много: новое сердце, праведный Божий страх, господство над грехом, умерщвление Духом Святым всякого греха внутри нас, сердечное познание Господа, Его закон, написанный в наших сердцах таким образом, что мы не будем грешить против Него. Бог также обещает, что мы будем научены Его Святым Духом, сохранены от падения и будем способны ходить Его путями, исполнять Его благую волю и терпеть до конца – и все это посредством пребывающей в нас силы Духа Святого.

Вы можете возразить: «Если Бог учредил этот завет – если Он клятвенно пообещал совершить все эти чудные вещи, и слово Его неизменно – зачем мне еще молиться о том, что Он уже дал? Зачем мне просить Его избавить меня, когда Он уже торжественно пообещал сделать для меня то, что я не могу сделать сам? Не должен ли я просто с верою следовать за Ним? Если Его обетования завета являются обязательными, почему я должен верить, что им сопутствуют условия, такие как молитва и прилежное искание?».

Позвольте мне, в свою очередь, спросить вас: зачем бы Иисусу, Который заключил завет со Своим Отцом, прилежно молиться, как Он столь часто делал? Фактически, зачем Он трижды просил Отца об одном и том же? И почему Он похвалил одну женщину в притче, которая до тех пор докучала судье, пока не добилась своего?

Я надеюсь в этой главе доказать вам, что Бог связал тайну завета с условием, что мы будем всем сердцем искать Его. Это условие и сопутствующие ему – молитва, исследование Библии, прилежное искание Его – никоим образом не могут заслужить для нас эти заветные обетования, но все-таки они подготавливают наше сердце к принятию того, что обещал Бог. Позвольте мне пояснить.

 

36-я глава Иезекииля дает нам некоторые из самых великих обетований Нового Завета.

«И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36:25-27).

Бог дает нам непоколебимое обетование: «Вы будете чисты, клянусь – свободны от всякой нечистоты, вины и позора. Вам не придется больше жить под черным облаком страха и отчаяния. Вам не нужно будет больше бояться разоблачения и утраты». Также, в этом отрывке последний стих содержит новозаветное обетование, которое я считаю самими вратами неба: Бог клянется вложить в нас Свой Дух, делая нас способными повиноваться Его слову и исполнять Его заповеди.

Вы понимаете, какое отношение эта весть имеет к вашей жизни? Бог хочет сделать вас причастниками тайны Своего живительного, освобождающего душу завета. Он хочет, чтобы вы держались истины, которая освободит вас от всех ваших цепей. Итак – вы все еще пойманы на крючок тайного греха? Ваш разум бомбардируют похотливые мысли? Вы скованы запинающим грехом, который, как вы знаете, оскверняет Божий храм, ваше тело? Вы боретесь с порочной привычкой – наркотики, тайное пьянство, блуд, прелюбодеяние, гомосексуализм, злоба, непрощение? Господь говорит, что Его завет является вашим удостоверением на победу – обретение господства над вашим грехом.

Он предъявляет вам следующее условие: «Я, Господь, сказал это – и сделаю. Так говорит Господь Бог: еще и для того взыщет Меня дом Израилев, чтобы Я сделал это им» (Иез. 36:36-37 – англ.пер.). Как раз перед этим стихом, Господь перечисляет обетования завета, и теперь Он объявляет, что все эти благословения непосредственно относятся к тем, кто ищет Его. В сущности, Он говорит: «Я заключил с вами нерушимый завет. Я ввергну ваши грехи в море, так что они никогда больше не будут вам угрожать, и я пошлю Мой Дух, чтобы освятить вас и изменить ваше сердце. Все обещанные благословения будут ваши. И, наконец, все это будет даровано каждому, кто будет прилежно искать Меня».

Зачем Господь присовокупил это последнее условие? Библия заявляет, что есть Божья воля на то, чтобы все люди спаслись. Однако Его Слово также говорит: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи» (1Тим. 2:8). Бог хочет как спасения для Своего народа, так и того, чтобы они молились. Когда Он говорит: «Еще и для того взыщет Меня дом Израилев», буквальный смысл еврейского оригинала следующий: «Я связываю откровение Моего завета со следующим условием: вы будете искать Меня всем сердцем своим. Если вы будете делать это со всяким усердием, Я сделаю вас причастниками тайны Моего завета».

Я могу лично засвидетельствовать, что именно это Бог сделал для меня. После многолетнего чтения о завете мои очи не были открыты, пока я не начал прилежно поститься и молиться. Эти молитвы и посты не были, однако, предназначены, чтобы заслужить что-нибудь у Господа или заработать Его благоволение. Я постился и молился, потому что потерял надежду получить откровение Его тайны своим разумом. Я знал, что Бог ждет, пока я не расположу свое сердце, чтобы искать Его – и что я не отступлю, пока Он не откроет мне свой завет.

 

Мы видим этот образец на всем протяжении Писаний. Бог говорит: «Я даю вам эти обетования – но Я хочу, чтобы вы искали лица Моего до тех пор, пока вы полностью не убедитесь в их реальности».

Никогда не было такого времени – начиная от основания мира – когда бы Божий народ не находился под заветом. Однако, несмотря на это, благочестивые мужи и жены в течение столетий постились и молились, напоминая Господу о Его слове. Библия дает нам несколько примеров этого:

 

  1. В книге Судей Израиль начал справедливую войну против вениамитян. Группа вениамитян изнасиловала наложницу одного левита и пыталась гомосексуально надругаться над самим левитом. Отправляясь на войну, израильтяне знали, что они стоят на твердом основании: они держались заветного обетования, которое гарантировало Божье благоволение тем, кто будут истреблять зло с земли.

Но когда Израиль напал на Вениамина дважды – они оба раза потерпели неудачу. Когда они перегруппировались для третьей попытки, они поняли, что для того, чтобы одержать победу, нужно что-то большее, чем просто правое дело. Писание говорит нам: «Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом» (Суд. 20:26). Посредством молитвы и поста они вспомнили завет.

Только после поста и прилежного искания Господа Израиль все-таки превозмог своего врага. Они одержали полную победу – и Бог исполнил всякое данное им заветное обетование, потому что обновленное понимание завета теперь произвело в них веру.

 

  1. Иакову дано было Богом верное обетование посредством Авраамова завета. Господь обещал быть его щитом, чтобы никто не мог причинить ему зло. Далее, Бог заверил его: «Возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!» (Быт. 32:9). Какие это были могущественные обетования! Кто мог противостать человеку, с которым был его Бог, как это было с Иаковом?

И все же Иаков был вынужден вымаливать этот завет. Он взывал: «Господь, Ты обещал благотворить мне, если я вернусь, и теперь я напоминаю Тебе об этом обетовании» (см. ст.10-11). Писание сообщает нам, что Иаков тогда всю ночь боролся с ангелом Господним. Он сказал Господу: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (ст.26). Он напоминал Господу о Его завете.

 

  1. Когда израильтяне были уведены в плен в Вавилон и подпали под рабство, Бог дал Своему народу заветное обетование, сказав им, что после 70 лет они возвратятся в Иерусалим и вновь отстроят свою столицу и страну. Позднее, когда прошло точно 70 лет, Бог побудил и расположил сердце вавилонского царя Кира вернуть израильтян на их родину, и Ездра вывел общество израильтян из Вавилона, а в ушах у них звенело это заветное обетование: «Рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая» (Езд. 8:22).

В этот момент Ездра остановил процессию и призвал народ к молитве и посту. Он пишет: «И провозгласил я там пост… чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего. Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (ст. 21,23).

Ездра знал, что у Израиля было нерушимое клятвенное обетование, данное Богом. Однако, он привел Израиля к посту и молитве для того, чтобы обновить откровение о гарантиях завета, и никто из израильтян не возражал, говоря: «Мы имеем обетование – двигаемся дальше». Все желали прилежно искать Господа, чтобы получить то, что Он обещал им.

 

  1. Иисус не только знал эти заветные обетования, заключив завет с Отцом – Он Сам был воплощенным Новым Заветом. В Нем были воплощены все заветные обетования. Однако даже Сам Иисус постился и молился.

Как-то однажды группа потерявших надежду людей привела к Иисусу одного одержимого юношу-лунатика. Ученики Его не смогли изгнать этого злого духа, но когда Иисус запретил дьяволу, бес тотчас оставил юношу. Библия говорит: «И отрок исцелился в тот час» (Матф. 17:18).

Ученики Иисуса были озадачены. Писание говорит нам: «Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему… сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:19-21).

О чем говорит здесь Иисус? Он намекает на то, что если бы ученики провели время в молитве и посте, они бы имели как веру, так и силу для освобождения мальчика. Он также подразумевает: «Да, у Меня была власть, чтобы изгнать этого беса, потому что Я являюсь Богом во плоти. Но Я также показал вам пример посредством Своей молитвы и поста».

 

  1. Осия сообщает нам, что Бог сказал о колене Ефремовом: «Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» (Ос. 8:12). Господь говорит здесь: «Я открыл Ефрему Свой завет, дав ему слово надежды и спасения, но они отвергли Мое слово как слишком сложное и трудное для понимания. Они проигнорировали ту самую истину, которая была призвана освободить их, как будто это была какая-то чуждая доктрина».

Так обстоит сегодня дело и с церковью. Истина Нового Завета открывается сейчас повсюду в мире пасторами и учителями – но подобно Ефрему, большинство христиан отворачивается от нее, как от какого-то странного, сложного для понимания благовестия. Они думают: «Если какое-то учение нелегко для понимания – если я не могу его быстро усвоить – если это требует от меня изучения, молитвы, поисков и прошений – у меня нет для этого времени».

По этой-то причине Бог сказал Ефрему: «… время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (10:12). Бог говорит Своему народу: «Я хочу открыть вам Мою любовь, милосердие и праведность. Но прежде чем это произойдет, вы должны взыскать Меня, чтобы получить это откровение».

 

  1. 31-ю главу Иеремии называют новозаветной главой. Обратите внимание на слова, которые Бог говорит к Иеремии: «Они будут приходить со слезами, и с молениями Я поведу их; поведу их близ потоков прямым путем, где они не будут спотыкаться; ибо Я – отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой» (Иер. 31:9 – англ. пер.).

Этот отрывок говорит о духовном Израиле, которым является сегодня церковь Христа. Бог обращается к Своей церкви, говоря: «Люди будут приходить ко Мне со всех концов земли, с молитвой и молением – потому что Я побуждаю к этому их сердца, желая открыть им Мое слово. Эти святые не будут спотыкаться или падать, а напротив, они будут возрастать в благодати, становясь более святыми и праведными, чем какое-либо предшествующее поколение, несмотря на нечестие окружающего их общества».

Как же Бог обещает ввести Своих доверенных лиц в это место ровных, прямых путей, где они не будут опасаться преткновения или падения? Он сделает это посредством Своего завета. Дух Святой откроет Его народу эту истину в ответ на их сердечные слезы и горячую, усердную молитву.

 

Разрешите мне теперь поговорить с вами о тайне Господней.

Что это за тайна, которую Бог хочет открыть Своему народу? Это не просто весть о том, что Дух Святой входит в наше сердце, чтобы сломить господство греха над нами. Его тайна – это как совершает Дух Святой эту работу. Итак, как же Он осуществляет ее?

Примером этого может служить жизнь Илии. Этот человек жил в те дни, когда Божья сила являлась в громе, молнии, бурях, землетрясениях – видимых проявлениях могучей силы. Илия сам сводил с неба видимый огонь перед лицом 400 пророков Ваала. Но теперь, как мы видим из истории, он убегает от Бога, потеряв мужество и желая себе смерти. Он оказывается в пещере, в муках глубокой депрессии.

Когда Господь нашел его там, Он сказал: «Илия, Я хочу поговорить с тобой». Затем Бог открыл пророку Свою тайну, явив силу, более великую, чем все, что до этого видел Илия. Что же это была за сила? Это был тихий, спокойный голос любящего Отца – ласковый, исполненный любовной доброты, обращенный к удрученному и смущенному слуге.

Бог не сказал: «Как тебе не стыдно, Илия – ты так сильно упал, позоря Меня перед глазами этого языческого народа. Теперь Я оставляю тебя одного, пока ты не осознаешь свой грех». Вместо этого Господь ласково сказал: «Илия, что ты делаешь в этой пещере? Я хочу, чтобы ты препоясался и вернулся к работе». В этих словах не было ничего резкого или грубого. Бог обращался к Илии с целью восстановить его и поставить перед ним новые цели, посреди кажущегося неуспеха и глубокого отчаяния.

Вот где тайна Нового Завета – это не просто некоторый внутренний прилив сверхъестественной силы, дающей нам способность противостоять непреодолимому искушению. Скорее, это Божий спокойный, тихий голос, открывающий нам Его любовь посреди наших неудач и испытаний.

Я хочу проиллюстрировать эту истину на примере нескольких писем, недавно пришедших на адрес нашего служения. Одна сестра во Христе пишет: «Моральная слабость и неудачи – это обо мне. Я постоянно возвращаюсь к своим старым грехам. Я не хочу огорчать моего Господа и молюсь, чтобы Он сохранил меня от этого, однако иногда я испытываю чувство, что Он устал от моих постоянных падений на одном и том же месте. Но дело в том, что я никогда ничего не слышу от Него посреди своего искушения. Я чувствую себя изгоем».

Теперь сравните это письмо с письмом, пришедшим по электронной почте от одного молодого брата:

«Прошлым вечером я молился, испытывая сильную душевную муку. Я подвел моего Господа и согрешил. Сердце мое разрывалось, я плакал пред Ним, но все, что мне приходило на мысль, это то, что я зашел слишком далеко. Я спрашивал Его: «Как Ты можешь еще любить меня? Неужели это возможно? Или же я зашел слишком далеко?». Я взывал, в надежде услышать хоть одно слово от Него, в подтверждение того, что Он еще любит меня.

Затем, когда так прошло некоторое время – я получаю вашу проповедь «Сохраняйте себя в любви Божьей». Я был настолько ошеломлен прочитанным, что меня охватил благоговейный страх, благодаря открывшейся мне Господней любви. Я тут же покаялся, и мое сердце зажглось Божьей любовью. Это заставило меня намного сильнее полюбить Его».

Этот молодой человек благоговеет теперь перед Божьей любовью, и его любовь к Иисусу стала более глубокой. Почему? Когда казалось, что сатана выиграл битву, этот человек получил откровение Божьей прощающей любви и восстанавливающей благодати.

Не постигнув этой великой тайны, мы просто не можем понять завет и не можем эффективно бороться против врага нашей души. Вы можете пытаться выйти против сатаны, думая: «Дух Святой живет во мне; Он обещал наделять меня силой для борьбы с диаволом». Однако, ожидаемое вами сверхъестественное наполнение силою не приходит, и когда такое бывает, и вы подводите Господа, вас подмывает отказаться от надежды на завет, думая: «Это не срабатывает».

Я прошу вас: молитесь, пожалуйста, чтобы Дух Святой открыл вам понимание того, что я хочу вам сказать. Эта тайна завета может революционизировать вашу жизнь и навсегда изменить ваше хождение с Ним.

 

Что отличает Новый Завет, так это ни то, что Бог прощает нас, ни то, что Он милостив к нашим грехам – но то, как Он прощает нас, и то, как Он являет нам Свою милость в Новом Завете.

Новый Завет обещает, что Бог будет милостив ко всем нашим беззакониям и неправедности. Однако, это не ново – Господь всегда был милосердным, во всех библейских заветах. Что отличает Новый Завет, так это то, как Бог являет Свою милость: Он посылает Свой Дух, чтобы укрепить нас откровением всемогущей благодати, любви и милосердия Иисуса Христа, в самой нижней точке нашего христианского хождения – даже когда мы погружаемся в вину и терпим неудачу.

Каждое воскресенье в американских церквях воспевают чудную Божью благодать. Но большею частью, Тело Христово должно еще уразуметь, как чудесна являемая нам Божья благодать. Снова же, позвольте мне проиллюстрировать:

Представьте христианина, который много лет следует за Господом. Это молящийся, искренний верующий, с кротким духом, и его окружает сладостная атмосфера присутствия Иисуса. Но неожиданно на этого благочестивого святого наваливается сильнейшее искушение. Он поддается ему – и неожиданно впадает в старый запинающий грех. Возможно, его запинающим грехом являются вспышки гнева или множество злых помыслов, или же тепловатость духовной жизни, или грубые грехи, такие как пьянство, блуд или прелюбодеяние.

Дьявол тут же атакует этого христианина, используя единственную имеющуюся у него реальную силу – ложь. Он старается убедить верующего в следующем: 1. Он согрешил против света. 2. Он слишком часто согрешал, после столь долгого обличения. 3. Он слишком много раз совершал один и тот же грех. 4. Он перешел черту, и теперь на него не распространяется Божья милость.

Именно здесь, в этот критический момент, и открывается тайна Нового Завета. Вместо того, чтобы осудить этого христианина, Дух Святой нежно уговаривает его, говоря: «Быстрее возвратись к окроплению Кровью Иисуса. Покайся и прими свое прощение. Оставайся в любви Божьей. Ты безусловно прощен. Возвратись же, чтобы снова идти со Мной».

Что происходит в этот момент? Работает Дух Святой – открывая этому человеку любовь Божью, заставляя его удивляться Господней благодати и милости, и делая это, Он понуждает его еще сильнее полюбить Иисуса.

Это является сохраняющей и поддерживающей силой Духа Святого. Когда вы угнетены и изранены – когда вы думаете, что перешли границу, и для вас все кончено – немедленно приходит Дух Святой, чтобы поднять вас и вернуть обратно в Божью благодать. Как бы ни был ужасен ваш грех, он полностью оплачен. Каким образом? Иисус заплатил полную цену. Бог сказал в завете: «Я буду милостив к вашим грехам – и Я послал к вам Своего Сына, как печать Моего завета. Ваш страх говорит вам, что Я имею полное право осудить вас. Но Мой завет говорит, что Мой Сын взял на Себя все, что могло бы когда-либо послужить к вашему осуждению. Вы теперь свободны».

Вот в чем состоит весь смысл завета. Это Божье послание любви к Своему народу, говорящее: «Я так сильно люблю тебя, Я никогда не отдам тебя дьяволу. Я не позволю ему контролировать твою жизнь, даже когда ты подводишь Меня. Ты никогда не сможешь слишком далеко удалиться от Моей любви. Нет такого места ни на небе, ни на земле, куда бы ты мог убежать от нее».

Может быть, ты не испытал сверхъестественную силу до или во время твоего искушения, но она несомненно пришла к тебе впоследствии. Дело в том, что Бог использует каждую неудачу Своих детей как средство, чтобы открыть им Свою вечную любовь – при этом возвеличивая Его милость, расплавляя наши сердца и отговаривая нас от греха. И, в конце концов, мы приходим в то место, где мы настолько испытываем благоговейный страх перед Его любовью, и она настолько подавляет нас и расплавляет наше сердце, что мы отказываемся огорчать Того, Кто оказал нам такую милость и доброту.

Как долго, по-твоему, дьявол будет продолжать искушать тебя твоей слабостью в чем-либо, когда ты всякий раз будешь скорее бежать назад к Божьей благодати, и еще больше влюбляться в Иисуса? Ты думаешь, сатана хочет гнать тебя в объятия Христа, чтобы ты нашел там милость, любовь и благодать? Нет – единственный грех, которым он может сейчас искушать тебя, это попытаться отвернуть тебя от величайшей Божьей любви. Вот откуда приходит черствое сердце – не оттого, что ты отпал, а от постоянного отвержения Божьей любви.

Теперь ты от всего сердца можешь петь: «Дивная благодать, как сладостно звучит…». Ты знаешь, что заслуживаешь гнев, ад и отвержение, но Божий Дух приходит к тебе, открывая любовь и доброту, прощение и благорасположение. «О, эта любовь, начертавшая план спасения! О, благодать, которая открыла ее людям!…».

Тайна Господня – это живительное откровение Его любви и доброты к нам в моменты наших неудач. Это Дух Святой, одаряющий нас могущественным откровением о том, что ничто не может отлучить нас от любви Божьей, явленной в Его завете. Он не гневается на тебя – так обрати же свой взгляд от своего греха и с радостью прими этот свободный доступ к Отцу, который ты все еще имеешь, благодаря кресту Христа.

Эта тайна заключается в том, что твой Спаситель хочет, чтобы ты радовался и веселился – потому что твои прошлые, настоящие и будущие грехи удалены. Радуйся – и ты будешь причастником Его тайны!

 

Глава одиннадцатая

НОВЫЙ ЗАВЕТ И ПРЕДВАРЯЮЩАЯ ЛЮБОВЬ ГОСПОДА

 

«Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота» (Пс. 20:4).

В Писании слово – «встретил» – означает: «предварять, предвосхищать, предшествовать, предвидеть или исполнить наперед, уплатить долг прежде наступления срока уплаты». К тому же, почти во всех случаях это подразумевает некоторое наслаждение.

Исаия дает нам некоторое представление о такого рода наслаждении, которое исходит от Бога, предвосхищающего нужду и восполняющего ее наперед. Господь говорит через Исаию: «И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу» (Ис. 65:24). Этот стих дает нам чудеснейшую картину любви Господа к нам. Очевидно, Он настолько озабочен нашим благословением, до такой степени готов явить нам Свою любовь и доброту, что Он не может даже дождаться, пока мы расскажем Ему о наших нуждах. Вместо этого Он вскакивает и спешит совершить акты милосердия, благодати и любви в отношении нас, и это является для Него величайшим наслаждением.

Это в точности то, о чем говорит Давид в 20-м Псалме: «Господь, Ты изливаешь благословения, любовь и доброту на меня прежде, чем я попрошу, и даешь мне больше, нежели я мог бы помышлять». Давид говорит о неком великом деле, которое совершил для него Бог в духовной сфере – о чем-то, что дало Давиду победу над его врагами, ответы на молитву, превозмогающую силу и невыразимую радость. И Бог сделал все это прежде, чем Давид мог войти в свою молитвенную комнату. Этому царю даже не была дана возможность облегчить свое сердце – принести хвалу, исследовать себя, или представить свою просьбу. Вместо этого ему была дарована удивительная, непостижимая любовь и доброта. А когда Давид все же излил свое сердце пред Богом – умоляя Его о помощи и силе для битвы со своими врагами – он обнаружил, что Бог уже обеспечил поражение его врагов. Давиду была гарантирована победа еще до того, как он мог приблизиться к полю битвы.

Действительно, когда Давид писал 20-й Псалом, он говорил о буквальной битве. Этот псалом примыкает к 19-му Псалму, и оба они упоминают о битве, описанной в 10-й главе 2-й Книги Царств. Там описывается, как аммонитяне, враги Израиля, наняли сирийские войска для войны против Давида, и Давид отправил своего военачальника Иоава с отборной армией встретить эти войска на границе страны. Они полностью разгромили сириян – победа Израиля была бесспорной – и враг в страхе бежал.

Тогда Давид возрадовался, думая: «Теперь сириянам конец – нам не придется больше иметь с ними дело. Наша армия нанесла им смертельный удар». Он писал в 17-м Псалме: «Поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои» (ст.39).

Однако Писание сообщает нам: «Сирийцы, видя, что они поражены Израильтянами, собрались вместе» (2 Цар. 10:15). Враги Израиля перегруппировались – и тут же начали замышлять еще одно, большее наступление. На этот раз они планировали выйти против Израиля с великими железными колесницами.

Наверное, вы понимаете, что эта история – это гораздо больше, чем просто рассказ о проблемах, которые доставляли Давиду сирияне. Она также говорит о сегодняшних последователях Иисуса Христа и о нашем сражении с сатаной, врагом наших душ. Это говорит о битве, которую мы, по нашему убеждению, давно выиграли – возможно, против какой-либо похоти, порочной привычки или искушения, которые мы когда-то победили. В то время мы думали: «Все мои посты и молитвы об этом дали свои результаты, в соответствии с заветом. Наконец-то я верою одержал победу. Это старое искушение теперь мертво и никогда не восстанет вновь; мне не придется больше мучиться из-за него».

Однако Бог приводит нам эту историю в Писании, чтобы преподать один важный урок:

 

За каждой победой, которую мы одержали над плотью и дьяволом, скоро последует еще более великое искушение и более сильная атака.

Сатана так просто не сдастся, воюя против нас. Если мы однажды победили его, он удвоит свои силы и тут же вернется, чтобы опять напасть на нас. Неожиданно мы снова оказываемся вынужденными вести духовную войну, которую уже считали выигранной. Что еще хуже, он приходит теперь на нас с железными колесницами – орудиями и приспособлениями большей силы и интенсивности, какие нам когда-либо были известны.

Писание говорит нам: «Сирийцы выстроились против Давида и сразились с ним» (2 Цар. 10:17). Неожиданно Давид встретился с тем же самым старым врагом – тем, кого он считал совершенно разбитым, и теперь этот враг шел на него с большими войсками и мощными железными колесницами.

Важно отметить, что Давид в это время не жил во грехе. Он был благочестивым мужем, ходя в страхе Господнем. Но все-таки, Давид оставался человеком – и должно быть, он был сильно смущен при виде происходящего. Почему Бог позволил этому врагу снова выступить против него?

Не приходилось ли вам быть в подобном положении? Не молились ли вы тогда: «Господи, все, что я хочу, это угождать Тебе – быть послушным Твоему слову и творить правду. Ты знаешь, что я пощусь, молюсь и люблю Твое Слово. Я никогда не хотел огорчать Тебя. Так почему же меня постигают такие сильные искушения? Почему я снова веду ту же самую битву со старым врагом? Почему эта похоть, которую я уже считал мертвой, снова теперь возвращается ко мне, да еще с большей силою?».

Мы знаем, что у Давида было мягкое сердце, и, несомненно, этот благочестивый муж исследовал свою душу, думая, уж не допустил ли Господь эти атаки по причине какого-то зла, кроющегося в нем? Может быть, он был каким-то образом непослушен? Наверное, он думал: «Господь, это тревожит меня. Что Ты пытаешься мне сказать? Может быть, Ты подвергаешь меня дисциплинированию? О, Боже, я нуждаюсь в Твоей силе».

Не проходит ли это через наш разум, когда мы встречаемся с врагом, которого мы считали давно побежденным? Когда мы вновь начинаем испытывать какую-либо старую, знакомую похоть, или в нас снова начинает проявляться какой-либо недостаток характера, мы тревожимся, приходим в смятение и страх. Мы начинаем заниматься самоисследованием: «Что я сделал не так? Нет ли во мне какого-то греховного горького корня? Иначе как бы я мог снова и снова подвергаться искушению в этой сфере? Я думал, что уже победил это – но теперь я снова борюсь за свою душу. Наверное, я обманщик, лицемер – грязный, слабый, скверный христианин». В конце концов, мы взываем, как Давид: «Помоги, Господи – я в беде. Я нуждаюсь в чуде, потому что это сверх моих сил, и я нуждаюсь в помощи. Пожалуйста, Боже, избавь меня от этого раз и навсегда».

Внезапно, посреди своего смятения и самоисследования, Давид вспомнил о завете, который заключил с ним Бог: «И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его» (2 Цар. 7:11-12).

Бог напомнил Давиду об этом обетовании, когда тот отправлялся на войну. Он хотел удалить всякий страх из сердца Своего возлюбленного слуги. Так что, в то время, как дьявол бросал на Давида всякие адские орудия, Господь показывал ему, еще до начала битвы, что он выйдет из нее победителем. Он сказал: «Я укореню тебя и твое семя, так что тебе никогда больше не придется подвергаться ударам со стороны окружающих тебя врагов. Нечестивые не будут больше причинять тебе страдания, как это было в прошлом, потому что Я уничтожу их. Твой дом будет стоять вовек. Так что, когда покажутся железные колесницы сириян, тебя это не должно смущать. Ты выйдешь победителем из этой битвы».

Давид держался этих заветных обетований, и первое, что он сделал, это отвел свой взгляд от надвигающегося врага. Теперь он больше не плакал о своем бедственном положении, пытаясь понять, почему пришла борьба. Вместо этого он наслаждался откровением Божьей любви и доброты. Он свидетельствовал: «Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне» (Пс. 17:20).

Вот что предназначил Бог для каждого из Своих детей, когда враг устремляется на них, как река: Господь «предваряет» их Своей любовью. Другими словами, Он приходит к ним, говоря: «Я обещаю, что ты выйдешь из этого победителем. Ты можешь оказаться раненым – но это не имеет значения. Я уже сделал тебя побеждающим». Такого рода обетование приносит в сердце совершенную радость, делает нас сильными в битве. Мы возвышаемся над нашими врагами, потому что знаем, что наш Господь насадил в нас твердое слово.

 

Когда вы покоитесь на Божьих заветных обетованиях и уповаете на них, вы можете радоваться в победе даже до того, как выступите против врага.

Благодаря Новому Завету, мы можем провозглашать победу и господство даже до начала битвы. Это является благословением Давидова завета, которое Бог включил в Новый Завет.

Бог обещает нам посредством Нового Завета: «Я усмирю ваших врагов – вашу плоть, ваши искушения и дьявола. Вы не можете одолеть их своими собственными силами. Вы должны довериться Моим заветным обетованиям; тогда вы сможете радоваться победе даже прежде начала сражения».

Внезапно Давид исполнился радостью. Он воспел: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул»

(Пс. 20:2-3). Читая это, вы можете недоумевать: «Чему Давид радуется? Ему угрожает самая сильная атака, какую только ни приходилось ему испытывать. Враг устремляется на него с величайшей яростью, и он может быть ранен или убит. Как он может так радоваться перед лицом столь могущественного врага?».

Давид сам отвечает на это: «… Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота» (ст.4). То, что говорит здесь Давид, полностью меняет жизнь. Проще говоря, он говорит нам: «Я встретился с сильным врагом, который решительно хочет уничтожить меня, но я больше не боюсь и не тревожусь, а наоборот, радуюсь, потому что моя душа спокойна. Почему? Господь видел наперед мою битву. Он уже предвидел действия врага против меня, и выслал вперед Свои небесные силы сражаться за меня.

Мой Бог щедро осыпал меня заверениями в Своей любви. Я знаю, что Он не гневается на меня. Я могу воевать против врага, который может заставить меня преткнуться или упасть, и в какой-то момент может показаться, что я побежден. Но Бог сказал мне, что если я только встану, я получу Его силу и выиграю битву. Он дал мне силу Самого Своего Духа».

Затем, непосредственно перед отправлением на войну, Давид сделал следующее заявление: «Ты… возложил на голову его венец из чистого золота» (ст.4). Золотой венец, о котором говорит здесь Давид, является символом победы и господства. Короче, Давид был абсолютно уверен, что победит своих врагов в сражении. Он говорил: «Я отправляюсь на войну верхом на конях Божьих обетований, данных мне. Он сказал, что я выйду из этой битвы, увенчанный венцом победы».

В этом и заключается доктрина о Божьей предваряющей благости: Он предвосхищает все наши сражения – всякую нашу битву со грехом, плотью и дьяволом, и в Своем милосердии и благости, Он заплатил наш долг до наступления срока его уплаты. Посредством завета Он оплатил наперед все наши неудачи и повторные срывы. Его заветная клятва обещает нам Его предваряющую благость в нашей жизни.

Итак, наша победа – это уже совершенное дело. Поймите, пожалуйста, однако, что эта доктрина неприменима к христианам, которые заигрывают со грехом. Отказываясь расстаться со своей похотью, они уже капитулировали перед врагом. Такие люди просто не хотят быть свободными, и их сердце уже ожесточилось. Они снова и снова искушали Божью благодать и любовь, пока, в конце концов, не стали пренебрегать ею.

Божья предваряющая благость применима только к тем, кто любят Иисуса и не свыклись со грехом. Господь уверяет нас, что если мы даже иногда унываем, мы выйдем из битвы, стоя прямо – потому что Иисус уплатил наш долг. Поэтому мы должны доверять Ему, держась Его обетований. Он выведет нас из битвы, исполненными Его силы.

Возможно, вражеский меч нанес вам кровавые раны. Вы в чем-то не устояли, и теперь ваш дух подавлен, и вы думаете, возможно ли еще для вас когда-нибудь восстановление. Не оставайтесь в таком состоянии и не умирайте. Вставайте! Вы не можете постоянно выискивать свою вину, вопрошая себя: «Где я поступил неправильно?». Стойте на заветных обетованиях Божьей любви и доброты. Исповедайтесь и примите Его прощение. Он обещал, что вы выйдете из всякой битвы победителем – увенчанным не своей собственной силой или способностью, но Его: «Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество» (Пс. 20:14).

Как Господь предваряет нас этими благословениями благости и любовной доброты?

Дух Святой прогоняет от нас всякий страх – страх упасть, страх быть отлученным от Бога, страх потери присутствия Духа Святого – путем вселения в нас Его радости. Мы должны идти, радуясь, – и быть чрезвычайно счастливыми, как Давид, – потому что Бог заверил нас, что мы победим.

Но как же мало христиан имеют эту радость и изобилуют счастьем! Многие в церкви бродят с унылым видом, как если бы они находились в трауре – никогда не зная душевного покоя или мира от присутствия Христа. Они скорее склонны видеть направленный на них гневный Божий перст, чем Его покров и защиту под Его крыльями. Они смотрят на Него как на грубого надсмотрщика, всегда готового опустить кнут на их спину, и поэтому их жизнь наполнена страхом, виной и отчаянием. Они несчастны, не имеют надежды и скорее мертвы, чем живы.

В очах Божиих нашей проблемой является не грех, а доверие. Иисус раз и навсегда уладил проблему нашего греха на Голгофе. Он не повторяет постоянно одно и то же, упрекая: «Что ты наделал на этот раз?», или: «Теперь ты зашел слишком далеко», или же: «На этот раз ты перешел границу». Нет, нет – отношение нашего Господа к нам прямо противоположное. Его Дух постоянно нежно уговаривает нас, напоминая нам об Отцовской любви и доброте – даже когда мы подводим Его и терпим неудачи.

Реальной проблемой является недостаток у нас веры в заветные Божьи обетования. Мы отказываемся признавать Его безусловную любовь, Его безграничное прощение, Его свободное примирение. Мы не желаем верить, что Он прощает и восстанавливает нас просто потому, что любит нас. Вместо этого мы полностью сосредотачиваемся на своем грехе, упуская из виду все, что более всего хочет от нас Бог. Его слово говорит очень ясно: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Данный стих говорит обо всем этом. Наш Бог является Воздаятелем – и Он так озабочен тем, чтобы излить на нас Свою любовь и доброту, что Он даже благословляет нас наперед. Это похоже на то, как если бы у Него недоставало терпения дождаться нашего исповедания и молитвы – и поэтому Он спешит благословить нас прежде времени. Вот как сильно Он нас любит.

Здесь кроется понимание того, как сильно наш Небесный Отец желает, чтобы мы получали от Него. Он является всевидящим Богом – поэтому Он знает, когда наше сердце будет раскаиваться за наши неудачи и грехи. Он знает, когда придет наше сокрушение и молитва, но Он не может дождаться этого времени, поэтому Он вскакивает, говоря: «Я хочу предварить Мое дитя Своими благословениями благости. Я хочу заверить его, что он не будет судим, потому что Я уже простил его посредством очистительной крови Моего Сына».

 

Вот в чем суть Божьей предваряющей любви: Он спешит достичь нас Своей любовью и добротой – благословениями благодати, милости, прощения и восстановления, находя в этом усладу – даже прежде, чем мы скажем «прости».

Давид является великим примером того, кто получил благословение Божьей благости, хотя он зашел «слишком далеко». Вы знаете его историю: он поддался искушению и впал в явное прелюбодеяние. Затем дела стали еще хуже: Давид, чтобы скрыть свой грех, прибегнул ко лжи, а когда это не сработало, он совершил убийство, чтобы не быть разоблаченным. Давид стал лицемером – греша на виду Божьих благословений, давая повод для радости врагам Божьим и позоря имя Господа. Однако, все мы знаем, чем закончилась эта история. Давид был прощен и полностью восстановлен, хотя и строго наказан.

У меня есть вопрос: когда, в какой момент Давид был прощен? Бог послал пророка Нафана, чтобы обличить Давида в его грехе. Господь сказал: «Я хочу, чтобы ты сказал Давиду, как мерзок его грех в Моих очах, и что за его беззаконие меч не отойдет от его дома. Незаконнорожденное дитя, которое он прижил с Вирсавией, умрет, а его жены будут обесчещены на виду всего Израиля». Затем Он сказал Нафану: «Наконец, скажи Давиду, что Я изгладил все его грехи. Он не находится больше под судом, и Я не собираюсь его убить. Дай ему понять, что он полностью прощен».

Подумайте – когда Бог говорил это Нафану, Давид все еще отрицал свой грех. Он даже еще не признался в нем. Вы видите, что происходило? Бог прощал этого человека, еще до того, как поставить его лицом к лицу с его грехом – прежде, чем он мог произнести молитву.

Видите ли, Бог знает все – и Он знал сердце Давида. Он знал, что, когда Нафан обличит его, Давид скажет: «О, Господь, я ужасно согрешил. Я виноват в содеянном. Я целый год нес это бремя, и больше так не могу. Благодарение Богу, что все это вынесено теперь на свет».

Бог знал, что Давид будет разбит и сокрушен по причине своего греха. Однако, лучше чем кто-либо, Господь знал, что в своем сердце Давид не был закоренелым прелюбодеем или убийцею. Напротив, Давид был поражен тем, что совершил грех, подавлен тем, что поддался своей похоти. Этот человек не просыпался утром с мыслью: «Сегодня я буду предаваться своей похоти. Я взойду на кровлю, чтобы разглядывать все вокруг, пока не увижу купающуюся нагую женщину. Потом я приведу ее во дворец и обольщу». Нет – я убежден, что страсть нахлынула на Давида внезапно и одолела его в минуту слабости.

Подобно этому, Бог знает и твое сердце. Возможно, ты попал в западню, будучи подавлен грехом. Но Господь знает, что ты не просыпался однажды с намерением: «Сегодня я выхожу, чтобы совершить блудодеяние. Я собираюсь найти способ, как выйти из себя и взорваться, изливая на кого-нибудь проклятия. Потом я пойду в магазин видеозаписей и возьму самую грязную похабщину, которую только смогу найти». Нет, только огрубевшие души могут себя так вести – те, что отвергают Евангелие и любят грех. Сокрушенные, раскаявшиеся христиане не планируют грех, похоть настигает их неожиданно и не является чем-то привычным. Фактически, часто враг приходит на них, как река, когда они заняты Божьим делом.

Дорогой христианин, у Бога сочтены твои слезы еще прежде, чем они были пролиты тобой. Он уже простил тебя, в тот же миг, когда ты впервые испытал чувство осуждения и печали. Он изгладил твой грех в считанные секунды после его совершения, когда твое сердце пронзила ужасная боль, и ты воззвал: «О, Боже, я ненавижу, я презираю это. Я так сожалею, что огорчил Тебя». Он знает, что ты не хочешь оставаться во грехе и видит малейшую искорку сокрушения в твоем сердце в тот же миг, когда она впервые проявилась.

Итак, Бог знал о той мучительной боли, которая ожидала Давида. Он знал, что в течение нескольких последующих лет Давид будет подвергаться строгому наказанию и хотел быстро вмешаться со своим утешением. Он просто не мог ждать. Он сказал: «Я хочу, чтобы Мой слуга знал, что Я знаю его сердце и что Я простил его». Так Бог спешил предварить Давида благословениями Своей благодати.

Мы видим картину этого, когда Давид ввел Вирсавию в свой дом, чтобы жить с ней. После смерти их незаконнорожденного ребенка, Бог благословил их еще одним ребенком – и на этот раз его назвали Иедидиа, что означает: «Бог знает». Господь заверял Давида: «Я знаю твое сердце – и Я вижу твое сокрушение».

 

Позвольте мне привести вам еще один последний пример: блудный сын.

Я верю, что этот блудный сын пришел домой, потому что знал характер своего отца, и видно, что он испытал его великую любовь к нему, когда они еще жили вместе. Иначе, зачем бы ему возвращаться к человеку, который будет гневаться и мстить, который будет его бить и заставит его до последнего гроша вернуть то, что он промотал? Он должен был знать, что если он вернется, отец не будет его упрекать или осуждать за его грехи. Наверное, он думал: «Я знаю, что мой отец любит меня. Он не будет упрекать меня моим грехом, он примет меня назад». Если ты проходишь через похожие обстоятельства, ты всегда можешь возвратиться домой.

Обратите внимание: отец блудного сына встретил его благословениями милосердия. Молодой человек намеревался принести своему папе искреннее признание своей вины, потому что Писание сообщает нам, что он репетировал его на всем протяжении своего пути домой. Но когда он встретил отца, тот не дал ему договорить до конца, подбежав к нему и обняв его. Библия говорит: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лук. 15:20). Отец был так счастлив, что сын вернулся, что осыпал его поцелуями, говоря: «Я люблю тебя, сын. Идем теперь со мной домой, и пусть все будет, как прежде».

Отец блудного сына сделал все это прежде, чем сын мог закончить свою исповедь. Юноша мог произнести только начало своей речи, говоря: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (ст.21). Но отец не дал ему закончить. Для него проблема греха этого юноши уже была разрешена. Единственным ответом отца на его слова было приказание его слугам: «Оденьте сына моего и наденьте перстень на руку его. Приготовьте пир, потому что мы будем отмечать торжество. Радуйтесь все – мой сын дома!».

Когда же был прощен блудный сын? Он был прощен еще тогда, когда искал напитаться свиными рожками вместе со свиньями. Его грех был изглажен в тот момент, когда он впервые подумал: «Вернусь домой и исповедаю пред отцом, что я согрешил». Он был прощен своим отцом еще прежде, чем мог произнести вслух свою исповедь – прежде, чем он смог совершить покаяние, пролить слезы сожаления или попытаться вернуть обратно то, что растратил. И отец осыпал его благословениями благости еще раньше всего этого.

Для отца вопрос заключался не в грехе, а в любви. Он хотел, чтобы его мальчик знал, что он был принят еще до того, как он смог произнести слова покаяния. В этом и состоит суть того, что Бог хочет сделать для всех нас: Его любовь более велика, чем все наши грехи: «… благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4).

Конечно, можно и «пренебречь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию» (см. Рим. 2:4). Те, кто думают, что они могут продолжать грешить, испытывая вновь и вновь Божью благодать, становятся черствыми в результате повторения греха. Они считают, что могут продолжать грешить против Его благости без ущерба для себя. Но постепенно их сердце грубеет, так что они больше не желают каяться. Они заканчивают ожесточением сердца, собирая на себя гнев. Они не могут обвинять Бога – Он верно старался предварить их благословениями благости, но они отвергли все это. Это является величайшим грехом, какой кто-либо мог бы совершить.

Путь к очищению и восстановлению – это принятие Господнего заветного обетования: «Я дам тебе ходить Моими путями и вложу в твое сердце Мой страх. Я знаю, что тебе это не под силу, но не беспокойся – Я сделаю все это для тебя, при твоем содействии. Это совершится только верою в законченное дело креста. Все, что Я прошу, это чтобы ты доверял Моим заветным обетованиям, дарованным тебе. Я уже совершил это; твое же дело – принять это верою. Это Мой вечный завет»