2 Сотворение мира. Дух, Слова и Премудрость…

Первая книга Библии — Книга Бытия, по-древнееврейски בראשית ‹Бе- реши́т› — «В начале». Земным автором этой книги является Моисей, по- древнееврейски משה ‹Моше́. Его имя означает «извлеченный [из воды]» и указывает на чудесное спасение Моисея египетской царевной (см. с. 296–298); другой перевод — «извлекающий», «избавитель». Но небесным Автором книги является Творец мироздания: Моисей писал по внушению Святого Духа. Взаимодействие Духа Святого с духом человеческим таково, что человек не лишается свободы воли, но добровольно повинуется Богу, отдавая Ему на служение все свои силы, разум и талант.

Время написания Книги Бытия — XIV в. до н. э. Она создана после исхода сынов Израилевых под руководством Моисея из земли Египет- ской, а место ее появления — Синайская пустыня, расположенная между Египтом и Святой землей. Обстоятельства написания книги таковы: по- томки патриархов Авраама, Исаака и Иакова, составившие израильский народ, долгое время находились в рабстве у египетского фараона. Затем они были чудесным образом избавлены от рабства и выведены из Египта рукой пророка Моисея. Так осуществилось обетование Бога, данное пра- отцу Аврааму, состоявшее в том, что его потомки будут находиться в дли- тельном порабощении, но затем Бог их освободит. Это обетование прозву- чало за 430 лет до исхода из Египта (Быт. 15, 13).

В течение 40 лет израильтяне скитались по пустыне, и именно в пус- тыне им была дана Тора — священная книга, состоящая из пяти час- тей,— Пятикнижие Моисеево. После дарования Торы и заключения с из- раильским народом Синайского завета Бог постоянно направлял историю этого народа так, чтобы он служил посредником в распространении Бого- познания среди всех земных племен.

Народ израильский всегда и повсюду сохранялся Богом; каждый раз, даже в самых тяжелых условиях, он бывал спасаем, дабы, раскаявшись в прежних отступлениях от Бога, он мог вновь возвещать человечеству Его волю, как она выражена в Торе. Начало же откровения воли Божьей людям запечатлено именно в Книге Бытия.

Возникает вопрос: пользовался ли Моисей древними записями? Мы знаем, что во времена Моисея, уже в течение многих столетий, существо-
– 31 –                                                                                                                                          

вала египетская иероглифическая письменность, как и клинопись Между- речья; бытовали и иные системы письма. Согласно древним преданиям, уже допотопные библейские патриархи записывали исторические собы- тия. Так, например, известна апокрифическая Книга Еноха — патриарха, который жил в седьмом поколении от праотца Адама и был первым, кто оставил после себя книгу о начальных днях человечества. Книга эта, пе- реведенная на язык геэз, была обнаружена в XVIII веке в Эфиопии, но и ранее были известны отдельные ее части на разных языках. Итак, мог ли Моисей использовать древнейшие тексты? Возможно. Он был «научен всей мудрости египетской», как говорит Библия (Деян. 7, 22); он жил при дворе фараона; он, несомненно, общался с египетским жречеством и знал очень многое о древней истории человечества. Конечно, известны были ему и предания своего родного племени — Израиля. Но не следует думать, будто Книгу Бытия великий пророк Моисей создавал, лишь пере- сказывая какие-то сделанные до него записи: эта книга написана непо- средственно по вдохновению Святого Духа, хотя при ее создании были ис- пользованы и огромные интеллектуальные способности самого Моисея, и знания, дошедшие до него из самых разных источников. Так звуки, услышанные композитором в окружающем мире, гармонично входят в му- зыку, сочиняемую им по вдохновению…

Мы уже говорили о пророчествах, предвещающих будущее. Изрекая их, пророк воочию видит грядущие события — он как бы переносится в то время и находится на том месте, где эти события должны произойти. Но под действием Духа Святого пророк может видеть и настоящее (скажем, читать мысли человека, находящегося перед ним), и прошлое. И вот, описывая в Книге Бытия творение мира, Моисей видит прошедшее — ви- дит так ясно, словно бы он сам присутствовал при сотворении мира.

Некоторые критики Библии утверждают, что Книга Бытия скомпили- рована из нескольких источников и написана гораздо позже, чем считает предание Синагоги и Церкви. Это не так. Книга Бытия — величайшая поэма, одна из прекраснейших, написанных на земле; ее сюжет и компо- зиция, ее образность и стиль настолько едины, настолько пронизаны од- ним духом, что о компиляции из разных источников может говорить разве что человек, вовсе лишенный поэтического слуха. Древнейшие ру- кописи, в том числе происходящие из Кумрана и относящиеся к рубежу новой эры, подтверждают надежность дошедшего до нас текста.

Первые слова Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю». На древнееврейском языке это предложение выглядит и звучит так: בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ ‹Бе-реши́т бара́ Элог̃и́м эт г̃а-ша- ма́йим вэ-эт г̃а-а́рец›. Слово אלהים ‹Элог̃и́м›, означающее «Бог», проис- ходит от אל ‹эль› — «сила». Соответствующее слово на одном из древней- ших семитских языков — аккадском, или ассиро-вавилонском,— произно- сится как «и́лу» и тоже означает божество или некую высшую разумную сущность. Форма אלהים — это множественное число от אלה ‹эло́аг̃ — «бо- жество». Множественное число указывает на совокупность всех действую- щих в мире сил и энергий, имеющих единый источник — Бога. Почему же это слово в начале Книги Бытия поставлено третьим, а не первым? Не сказано: «Бог в начале сотворил…», а «В начале сотворил Бог…»
– 32 –                                                                                                                                          

Может быть, потому что сначала человек задается вопросом: а что было «в начале», с чего все в мире началось? И ответ на вопрос начинается с того же слова: «В начале…» Затем следует второй естественный вопрос: а кто же создал все это «в начале»? Кто «сотворил»? И только затем че- ловек, путем размышления над двумя великими проблемами — «Что бы- ло в начале?» и «Кто Создатель?»,— приходит к понятию о Боге… Отсюда и приведенная очередность слов.

Материалисты всегда утверждали, что вселенная вечна, что вечна об- разующая ее материя. В последние десятилетия широко распространи- лась, однако, физическая теория «первоначального взрыва», согласно ко- торой вселенная, не существовавшая ранее, возникла из некой первона- чальной точки, в которой потенциально содержались материя, энергия, время и пространство. Эта теория уже ближе подводит нас к тому содер- жанию Божественного имени אלהים, о котором мы беседуем.

Итак, согласно первому стиху книги, существует Высший Источник бытия, предшествующий вселенной и находящийся вне ее. Остановимся на этом несколько подробнее. Прежде всего, о Творце говорят всеобщие за- коны мироздания, действующие в звездных мирах и внутри атома, в жи- вом организме и мышлении человека. В этих законах и выражается отчас- ти смысл имени אלהים: Сила сил, Суть сущностей, Высший Разум, Чей грандиозный замысел о вселенной и попечение о ней проявляются во все- общей взаимосвязи явлений.

В Книге Иеремии о Творце вселенной написано следующее:

Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса. (Иер. 10, 12)

«Он сотворил землю силою Своею…» — эта часть стиха говорит о том, что вещество, или материя («земля»), обязана своим существованием си- ле, или энергии, духовной, т. е. истоки физического мира лежат в сфере духовной. «…Утвердил вселенную мудростью Своею…» — слова «утвердил вселенную» означают, что Создатель позаботился о незыблемости вселен- ной: например, закон всемирного тяготения «утверждает» вселенную, ибо благодаря ему сохраняются звездные системы. «…И разумом Своим рас- простер небеса» — эти слова указывают на мудрую гармонию космоса, все части которого свидетельствуют о совершенном разуме своего Творца.

В Книге Притчей Соломоновых читаем:

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом… (Прит. 3, 19)

Итак, мудрые закономерности всех процессов мироздания указывают на Создателя. Не в меньшей степени о Нем говорит и развитие жизни на Земле. Как по библейским, так и по научным данным, человек — послед- нее существо на Земле по времени появления; тем не менее он — «венец творения», он — создание, познающее своего Творца. Могла ли несмыс- ленная, слепая, глухая материя создать человека — мыслящего, созер- цающего, внимающего? В Книге Исаии написано следующее:
– 33 –                                                                                                                                          

Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее: Он обра- зовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного. (Ис. 45, 18)

Бог образовал Землю «для жительства». Эта планета расположена на таком расстоянии от Солнца, чтобы могла существовать белковая жизнь. Была бы Земля ближе к Солнцу — и живые существа сгорели бы; дальше — замерзли бы; была бы иначе наклонена ее ось — и не было бы плавной смены времен года. Сотворена Земля именно так, чтобы она была пригод- на «для жительства». И Бог говорит: «Я Господь, и нет иного». Если бы в мире существовали многие боги, многие владыки и творцы, то законы бытия одной части вселенной противоречили бы законам другой ее части. Но мы видим, что одни и те же могущественные законы действуют во всей вселенной — все, что человек наблюдает с помощью чувств или иссле- дует с помощью приборов, подчиняется этим законам. В одном из псал- мов Давидовых говорится о том, что Творец познается из совершенства Своего творения:

Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
Вразумляющий народы неужели не обличит
Тот, Кто учит человека разумению? (Пс. 93, 8–10)

О величии Творца действительно свидетельствуют сами зрение, слух и разум человека. Интуиция убеждает нас, что сотворивший ухо не мо- жет быть глухим; создавший глаз не может быть слепым; и сотворивший наш разум не может быть несмысленным.

Известно, что вероятность случайного возникновения одной живой, спо- собной к самовоспроизводству клетки исчезающе мала: для этого требуется сочетание стольких факторов и причин, что времени существования всей видимой вселенной не хватит на то, чтобы свести их вместе. А ведь мы наблюдаем на Земле целый живой мир в гармоничном взаимодействии.

Когда одного ученого спросили, какова вероятность случайного воз- никновения жизни на Земле, тот ответил, что возможность такого собы- тия сопоставима разве что с появлением многотомной Британской энцик- лопедии вследствие случайного соединения литер после взрыва в типо- графии.

Еще одно свидетельство существования Создателя — это красота. Чело- век, даже при всем желании, не может представить себе ничего прекрас- нее природы. Невозможно вообразить что-нибудь красивее заката, восхо- да, леса, моря. Причем красота зачастую никак не связана с утилитарно понимаемой пользой и указывает на высший замысел творения. В Книге Иова (современные ученые, исследуя ее язык, склоняются к тому, что она написана не позднее IX в. до н. э.) о Боге говорится так:

От духа Его великолепие неба… (Иов. 26, 13)

Действительно, великолепие как вселенной в целом, так и отдельных ее частей свидетельствует о мудрости Творца и об осмысленности творе-
– 34 –                                                                                                                                          

ния. Мы — как бы гости в великолепном дворце, куда Бог пригласил нас, дабы, созерцая эту красоту, мы размышляли о Его величии.

В одном из псалмов сказано:

Одного просил я у Господа: того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и по- сещать Храм Его… (Пс. 26, 4)

Бог невидим, но «красоту Господню» мы созерцаем, когда смотрим на сотворенную Им вселенную, на множество форм растительной и животной жизни, на красоту человека и звездного неба. Человек в определенном со- стоянии духа, находясь во вселенной, ощущает себя «в доме Господнем»; собственно весь мир — это дом, сотворенный Богом, это дворец — и в то же время Храм, и человек чувствует себя поклоняющимся в этом Храме, воспринимает его красоту как нечто дарованное ему лично. О красоте творения, о непостижимости всего его совершенства говорится в написан- ной царем Соломоном Книге Екклесиаст (X в. до н. э.):

Все соделал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. (Еккл. 3, 11)

Да, в полноте постигнуть дела Божьи мы не можем, но можем восхи- щаться тем, что Он «все соделал… прекрасным в свое время». В этом стихе соединяется мысль о красоте вселенной с мыслью о ее целесообразности: всякое явление прекрасно именно в свое время.

В псалме Давид говорит, обращаясь к Богу:

Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. (Пс. 138, 14)

Давид вполне осознавал «дивность», мудрость устройства своего соста- ва — духа, души и тела: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен». Нам достаточно всмотреться в устройство малейшего органа своего тела, чтобы почувствовать, насколько же велик Бог, замысливший и создав- ший нас.

Поэтому в другом псалме вся вселенная представлена как хор вестни- ков, возвещающих величие Божье:

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их.
По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их… (Пс. 18, 2–5)

Как небеса, так и земля — вся вселенная возвещает славу Божью и по- вествует о делах рук Его; повествует именно о том, что «в начале сотво- рил Бог небо и землю».

Книга Бытия на древнееврейском языке начинается с буквы ב ‹бейт›, от которой произошла, через греческую β ‹бе́та›, и наша буква «Б».
– 35 –                                                                                                                                          

Не случайно вся Библия начинается именно с этой буквы, притом увели- ченного размера:

בראשית

‹Бе-реши́т› — «В начале». По преданию, эта буква имеет такое начерта- ние, потому что она как бы отгораживает «то, что наверху» — т. е. пре- вышающее пределы человеческого восприятия, «то, что внизу» — т. е. не до- стигающее пределов восприятия, и то, что было «до» мироздания. Нам, таким образом, открыто лишь «написанное далее» — в Книге и во вселен- ной. Поэтому буква открыта лишь в одну сторону. Кроме того, «бейт», «байт» означает «дом», которому и уподоблено мироздание, как жилище Бога, чье имя אלהים ‹Элог̃и́м› начинается с непроизносимой буквы «алеф», предшествующей в алфавите букве «бейт». Непроизносимость указывает на невидимость, чистую духовность. А три штриха буквы «бейт» как бы изображают небо, землю и находящегося между ними человека — сущест- во одновременно духовное и физическое.

Известны три основных теологических взгляда на сотворение мира. Согласно первому, особенно распространенному в эллинистическую эпоху (на рубеже нашей эры), Бог создал весь мир из уже существовавшей ма- терии, или, по крайней мере, сначала создал само вещество, а потом уже — все остальное из этой первоосновы. Согласно второму воззрению, наибо- лее распространенному в средние века в христианском мире, Бог создал все «ex nihilo» — «из ничего». Это воззрение, как и первое, вызвало к жизни многочисленные философские системы, имевшие целью преодолеть дуа- лизм «Бога и материи» или «Бога и „ничто”» и согласовать его с мониз- мом. Наконец, третье воззрение, бывшее в течение веков прерогативой мистиков,— это теория эманации, т. е. постепенного «исхождения», «из- лучения» вселенной из самого существа Божьего. По мере отдаления от сущности Божества, для нас непостижимой, бытие как бы густеет, пока не обретает материальную форму.

С наиболее тонкими, первоначальными излучениями связаны сущнос- ти невидимого, духовного мира, а с наиболее грубыми — явления мира видимого, вещественного. Апостол Павел говорит о происхождении все- ленной:

Верою познаëм, что веки устроены словом Божиим, так что из невиди- мого произошло видимое. (Евр. 11, 3)

Некоторые современные экзегеты даже предлагали понимать под «не- видимым» энергию, а под «видимым» — вещество.

Что касается глагола ברא ‹бара́ — «сотворил», то и он может быть интерпретирован как указывающий на эманацию. Одно из его значений — «отрезать», «вырезать», т. е. вселенная («небо и земля») как бы отрезана от существа Божьего, с которым вначале составляла единое целое. Сход- ное с этим глаголом слово בר ‹бар› — «ясный», «светлый» указывает на
– 36 –                                                                                                                                          

исхождение вселенной от Бога как бы световыми волнами. Родственный глагол ברה ‹бара́ — «избирать», «отделять» говорит о выборе модели наше- го мира из ряда других, возможных, как наилучшей. И еще одно слово, связанное по значению с рассмотренными,— בר ‹бар›, означает по-ара- мейски «сын». Мироздание как бы родилось от Бога, подобно тому, как сын «отделяется» от материнской сущности.

Итак, «В начале сотворил Бог небо и землю». «Небом» (точнее, «небеса- ми», так как слово стоит в двойственном числе) именуется здесь высший духовный, невидимый мир, а также бесконечное внеземное пространство видимого мира. Слово שמים ‹шама́йим› происходит от указательного мес- тоимения «шам» — «там», т. е. «тамошние», «удаленные» миры.

Затем все повествование Книги Бытия о создании мира касается ис- ключительно земли — мы должны это помнить. Моисей, которому Бог открывает тайны творения, как бы духовно переносится в эти первона- чальные времена и видит землю в миг ее появления; он и описывает все, как очевидец. Вот что пишет Моисей о Первом Дне творения:

В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт. 1, 1–2)

Древнееврейское словосочетание תהו ובהו ‹то́г̃у ва-во́г̃у›, переведенное словами «безвидна и пуста», означает «неустроенность», «хаотичное со- стояние», «отсутствие осмысленного строения». Именно земля была без- видна и пуста: космического пространства, «неба», Моисей в этом описа- нии не касается. По-видимому, земля в начале была «безвидна и пуста» потому, что свет от светил не доходил до нее — она была окутана очень густыми испарениями, туманами, была еще горячей; и лишь по мере осты- вания стал достигать ее свет.

«…И тьма над бездною…» Словом «бездна», תהום ‹тег̃о́м›, названы первоначальные воды, которыми была покрыта земля.

«…И Дух Божий носился над водою». Дух Божий, дыхание Божье — רוח ‹ру́ах›. В отличие от описанного ранее вещества — «земли», «безд- ны», это — сила творящая, гармонизирующая, направляющая, это — воля Бога, образующего вещественный мир по Своему усмотрению.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт. 1, 3)

Данный стих имеет множество измерений. Прежде всего, он описыва- ет само возникновение нашей вселенной путем эманации света от Всевыш- него. Современные физики утверждают, что если бы человек мог наблю- дать образование вселенной в момент «первоначального взрыва», он увидел бы колоссальное рассеяние светящихся частиц — все было бы залито их светом. Конечно, этот свет частиц — лишь «тень и отблеск» невидимого света, несущего в себе жизнь и исходящего от Создателя (Иоан. 1, 4–5).

«И сказал Бог: да будет…» Бог говорит; Он творит словом, а слово со- держит в себе мысль и волю. Человек создан по образу Божьему, и по- этому мы тоже можем отчасти «творить словом»: можем назвать что- либо — и оно явится нашему внутреннему взору. Но сказанное Богом
– 37 –                                                                                                                                          

тотчас осуществляется реально, становится причастным к бытию, ибо вся вселенная представляет собой как бы внутренний мир самого Бога, нахо- дится в Нем и так же подвластна Его мысли и слову, как наше вообра- жение подвластно нам. Уже представитель иудейской эллинистической философии Филон Александрийский, живший в I в. н. э., считал, что «сказал Бог: да будет…» — относится к миру, названному Платоном «ми- ром идей». Позднее каббалисты называли этот мир בריאה ‹Бериа́ — от глагола ברא ‹бара́, т. е. «мир первоначального творения». «И стал свет» — это воплощение, осуществление мысли Божьей в мире феноменальном.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Быт. 1, 4–5)

Мир прообразов, мир духовный («И сказал Бог: да будет свет»), и мир видимый («И стал свет») соединены нераздельно, в том числе и в самом че- ловеке, который одновременно живет своим телом в мире видимом, а ду- хом — в мире невидимом. Библия говорит, что творение пришло к бытию посредством Духа Божьего, Слова Божьего и Премудрости Божьей. Все три названия являют как бы разные грани одной и той же Высшей Реаль- ности. Как из уст человека исходят одновременно и дыхание, и слово, притом слово содержит в себе некую «премудрость» — выражаемую мысль, так и Творец, Словом вызывая к бытию миры, одновременно «со- гревает» их Своим Духом — Своим дыханием:

Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их… (Пс. 32, 6)

Дух и Слово действуют нераздельно и одновременно. А в Книге Прит- чей Соломоновых творение мира описано несколько иначе, чем в начале Книги Бытия. В этом описании главную роль играет персонифицирован- ная Премудрость Божья — חכמה ‹хохма́, которая является посредницей между Творцом и творением, и от ее лица ведется повествование:

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
От века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было ис- точников, обильных водою. (Прит. 8, 22–24)

Слово «бездны» во множественном числе может означать космическое пространство, а «источники, обильные водою» — зарождающееся вещест- во, поскольку водород — первый, начальный и простейший элемент в таб- лице химических элементов (как бы «химическая единица»). Вообще, во многих древнейших философских системах материя уподобляется воде. Также и во Втором послании апостола Петра говорится:

…В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и во- дою… (II Петр. 3, 5)

Читаем Книгу Притчей далее:
– 38 –                                                                                                                                          

…Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пыли- нок вселенной. (Прит. 8, 26)

Царь Соломон, автор этой книги, считается мудрейшим из людей. Он, как мы видим, задолго до греческих философов знал о «начальных пы- линках вселенной», т. е. об атомах и элементарных частицах.

Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны… (Прит. 8, 27)

«…Круговую черту по лицу бездны…» Здесь может идти речь об орби- тах светил, движении звезд и планет, а также и о периодическом возоб- новлении бытия, «движении по кругу».

…Когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны… (Прит. 8, 28)

Как известно, на облака похожи галактические туманности. А «укре- плением источников бездны» может именоваться установление великих законов, сообщающих пространству и веществу единство и соразмер- ность, например закона всемирного тяготения, «укрепляющего» взаимо- связь небесных тел.

…Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли… (Прит. 8, 29)

Здесь так же, как и в Книге Бытия, море предшествует суше.

…Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время… (Прит. 8, 30)

Премудрость Божья — воистину художница, одаряющая творение со- размерностью и красотой. И понятно, что создание такого прекрасного мира доставляло Творцу радость.

Итак, Премудрость, или Слово, или Дух,— это посредник, живой, разумный и вечный, между Богом и творением, между Творцом и чело- веком.

Но, конечно, кроме буквального, существуют и аллегорические толко- вания Первого Дня творения. Эти аллегорические толкования применя- лись уже в древности, например учителями ессейской секты Кумрана. Они объясняли первые стихи книги так: Бог создал свет, т. е. праведность; отделил его от тьмы, т. е. нечестия; назвал свет днем, а тьму — ночью, т. е. «разграничил пределы их обитания», ибо праведные не должны иметь духовного общения с нечестивыми. «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5) — после вечера и ночи нечестия, после мрачных эпох человеческой истории, после господства духовной тьмы наступит утро Дня Божьего, утро праведности — на землю придет Царство Божье.

В «Берешит Рабба», иудейском толковании на Книгу Бытия (III в. н. э.), содержится иное объяснение того, почему сказано: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью». Имя Свое Бог соединяет только со светом: «И на-
– 39 –                                                                                                                                          

звал Бог свет…» Это значит, что только праведники — «сыны света» — угодны Ему.

Разумеется, понимание «света и тьмы» как праведности и нечестия, жизни духовной и жизни скотской, никак не противоречит буквальному смыслу библейских слов. Величайший в истории духовный комментарий на первые стихи Книги Бытия мы находим в Евангелии от Иоанна:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что на- чало быть.
В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Иоан. 1, 1–5)

Слово Божье как посредник между Творцом и творением здесь имену- ется жизнью и светом. Согласно апостолу Иоанну, первые слова Бога: «Да будет свет» — это откровение и явление в мир Сына Божьего, о кото- ром повествует все Евангелие.

Есть и другие описания сотворения мира в Библии, как бы дополняю- щие или объясняющие повествование Книги Бытия. Например, в Книге Исаии сказано:

Он есть Тот, Который восседает над кругом земли… Он распростер небе- са, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. (Ис. 40, 22)

Исаия говорит здесь о шарообразности Земли, а космическое вещество называет «тонкой тканью», одновременно утверждая, что высшие миры тоже населены.

В Книге Иова описано, как представляли себе древние, вдохновлен- ные Богом пророки положение Земли в космическом пространстве:

Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. (Иов. 26, 7)

Земля «висит» в пространстве, и Бог ее повесил «ни на чем», притом ровно на таком расстоянии от Солнца, чтобы на ней могла существовать жизнь,— это было известно древним пророкам десятки столетий назад. Представления о «китах» или «слонах», поддерживающих плоскую Зем- лю в пространстве, имеют языческое происхождение. Библия подобных представлений не содержит.

В самом библейском тексте находим мы ответ и на довольно распро- страненный в кругах скептиков «каверзный» вопрос: «Кто же сотворил Бога?» Дело в том, что творение по самому определению происходит во времени. Но в первом же стихе Книги Бытия утверждается, что само вре- мя имело начало: «В начале…» О том же говорит и пятый стих: «И был вечер, и было утро: день один». До этого, следовательно, дней не было. О тварности времени повествует и апостол Павел:

…Ни настоящее, ни будущее,
Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить нас от любви Божией… (Римл. 8, 38–39)

– 40 –                                                                                                                                          

Здесь сказано, что «высота и глубина», т. е. пространство, а также «настоящее и будущее», т. е. время, являются «тварью» — чем-то сотво- ренным, имеющим начало. Подобных взглядов придерживаются, как из- вестно, многие современные физики. Но если само время возникло «в на- чале», при творении «неба и земли», то вопрос: «Кто же сотворил Бога?» теряет всякий смысл, так как вне времени творения нет. Религиозные мыслители всех эпох помещали Создателя не только над временем, но и над вечностью…

Второй День творения:

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. (Быт. 1, 6–8)

Русским словом «твердь» переведено древнееврейское רקיע ‹раки́а› — от глагола רקע ‹рака́, означающего «распростирать», «растягивать»,— т. е. пространство. Точнее было бы перевести так:

И создал Бог пространство, и разделил между водой, которая выше этого пространства, и между водой, которая ниже этого пространства… (Быт. 1, 7)

О каком же «пространстве» идет речь? Согласно многим данным, Зем- ля первоначально была окружена состоявшей из водяного пара оболоч- кой, как бы «скорлупой», поддерживавшей на всей планете достаточно высокую температуру. Остатки деревьев и трав, ныне растущих лишь на экваторе, находят даже в районах вечной мерзлоты. Эта же «скорлупа» не пропускала к земле вредоносные для жизни излучения, в связи с чем не только растения и животные жили дольше и достигали гигантских раз- меров, но и люди отличались недостижимым ныне долголетием (вспомним сроки жизни допотопных патриархов). «Скорлупа» и могла именоваться «верхними водами», в отличие от «нижних» — океанских, и эти воды разделялись атмосферой — «ракиа».

Надо сказать, что Дни творения могут не соответствовать нынешним суткам, потому что светила стали доступны наблюдению с Земли лишь на Четвертый День. Первые три Дня — это, возможно, огромные эпохи, «дни Божьи». О «днях Господних» сказано в Библии:

…У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. (II Петр. 3, 8)

— ср. Пс. 89, 5.

О Третьем Дне написано следующее:

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (Быт. 1, 9)
– 41 –                                                                                                                                          

Мы знаем из истории Земли, что суша явилась позже воды, что кон- тиненты поднялись со дна океана.

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. (Быт. 1, 10)

Библейское повествование позволяет думать, что первоначальная су- ша являла собой единый материк. По преданию, он имел круглую форму и лишь много позже разделился на разные части. Действительно, современ- ные материки сохранили совпадающие очертания, видны еще те «швы», по которым они разошлись (например, обращенные друг к другу побе- режья Африки и Южной Америки, которые как бы вписываются друг в друга, и т. д.). В центре этого круглого единого материка располагалась Святая земля — будущая страна Израиля. Ее срединное положение обу- словлено тем, что уже изначально она была предназначена для возвеще- ния Слова Божьего.

Каждый этап творения заключается словами: «И увидел Бог, что это хорошо». Древнееврейское слово טוב ‹тов›, «хорошо» (к той же первоос- нове восходит славянское «доб-ро»: друг в друга переходят тов/тоб/доб), означает гармонию, совершенство, полезность и благотворность. Под бла- гостью («это хорошо») здесь подразумевается пригодность Земли для бу- дущего обитания на ней живых существ.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дере- во плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий. (Быт. 1, 11–13)

Здесь речь идет об эпохе, называемой Третьим Днем творения, когда образовались растения. А появились они после того, как земля и вода приведены были в гармонию, необходимую для существования жизни.

В приведенном описании употребляются три древнееврейских слова, обозначающих растительность: во-первых, דשא ‹дэ́ше› — «зелень», т. е. едва заметная, чуть прорастающая, прозябающая растительность. Здесь могут иметься в виду микроскопические, простейшие формы растительной жизни, а также ее примитивные более крупные формы. Второе слово — עשב ‹э́сэв›, «трава», включая, видимо, первобытные папоротники и т. д. И третье слово — עץ ‹эц›, «дерево». Последовательность творения — от простейших, элементарных форм растительной жизни к сложнейшим — описана этими тремя словами. Именно благодаря огромному количеству первобытных растений атмосфера Земли насытилась кислородом, стала более прозрачной и просветлела: с земной поверхности оказалось возмож- ным увидеть Солнце, Луну и звезды. Поэтому создание растений в биб- лейском описании предшествует появлению на небе светил. Кроме того, Творец, создав растения, подготовил этим Землю к появлению жизни животной.

Четвертый День творения:
– 42 –                                                                                                                                          

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. (Быт. 1, 14–15)

Здесь, конечно, идет речь не о первоначальном творении светил, кото- рые уже существовали в «пространстве небесном» ранее Земли. Об этом, например, говорится в Книге Иова. Бог спрашивает Иова:

…Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.
Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь?
На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный ка- мень ее,—
При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии воскли- цали от радости? (Иов. 38, 4–7)

Здесь сказано, что звезды существовали до Земли; и управляющие ими ангелы, «сыны Божьи», видя, что на Земле создается разумная жизнь, «восклицали от радости».

Поэтому в Книге Бытия говорится не о творении светил как таковых, а именно о той роли в разделении времени, которую они начинают иг- рать для Земли, став видимыми в прояснившейся земной атмосфере. Они служат для счета дней, времен, годов. И для описания их «приспособле- ния» к этой роли употреблен древнееврейский глагол עשה ‹аса́ — «делать [из чего-то]», а не ברא ‹бара́ — «творить первоначально», как в первом стихе главы. Следовательно, Создатель как бы «приспособил» уже сущест- вовавшие светила к новой роли, «сделал» их способными к ней.

…И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. (Быт. 1, 17–18)

Действительно, светила управляют очень многими процессами на зем- ле: активностью живых существ, морскими приливами и т. д. Благодаря им гармонизируется земная жизнь, поэтому сказано, что влияние их «хоро- шо». Итак, светила поставлены «для знамений, и времен, и дней, и годов». Дни, месяцы, годы, обратим внимание, должны рассчитываться по обоим наблюдаемым с Земли «великим светилам» — Солнцу и Луне. Это ясное указание на характер библейского календаря: он — лунно-солнечный (под- робнее о библейском календаре см. с. 349–350 и 701–702). Под «знамениями» (др.-евр. אתת ‹ото́т› — «знаки») подразумеваются солнечные и лунные затмения, другие необычные небесные явления, а под «временами» (др.- евр. מועדים ‹моади́м›) понимаются библейские праздники, сроки которых вычисляются по Луне, но приурочиваются к сезонам солнечного года (для чего используется система вставки високосного месяца и проч.).

И вот, когда на Земле стало светлее, Бог приступил к созданию жиз- ни животной. Начался Пятый День:

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и пти- цы да полетят над землей по тверди небесной. (Быт. 1, 20)
– 43 –                                                                                                                                          

«Да произведет вода»: здесь вещество участвует в творении, будучи направляемо Духом Божьим.

И сотворил Бог рыб больших… (Быт. 1, 21)

Первоначально животная жизнь появилась в воде. А слово, переведен- ное здесь как «рыба» (древнееврейское תנין ‹тани́н›), означает «водное чудовище», «дракон». Под этими большими «чудовищами» могут иметь- ся в виду гигантские первобытные ящеры.

…И всякую душу животных пресмыкающихся… (Быт. 1, 21)

В отличие от растений, животные наделены еще особой «душой», по- древнееврейски נפש ‹не́феш› — «дышащее начало». Этим словом в Библии именуется также живая особь вообще. Затем были сотворены земновод- ные, которые уже стали выходить на сушу; потом появились наземные пресмыкающиеся.

…И всякую птицу пернатую по роду ее… (Быт. 1, 21)

(Согласно данным палеонтологии, птицы возникли позже пресмыкаю- щихся.)

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкаю- щихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и напол- няйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (Быт. 1, 21–22)

Все птицы, в том числе живущие на море, до сих пор размножаются только на земле. Благословение Божье состоит из двух слов: פרו ורבו ‹пру у-рву› — «плодитесь и размножайтесь». Оно проявляется в постоян- ном присутствии высшей силы, поддерживающей жизнь каждого вида существ, не дающей ему исчезнуть. Уже древние комментаторы заметили, что если бы благословение заключалось только в одном слове «плодитесь», то каждая пара животных могла бы произвести лишь одного детеныша. Для увеличения вида необходимо и второе повеление — «размножайтесь».

Заметим, что Бог сотворил каждое существо «по роду его». Слово מין ‹мин› означает «отдел», «отличие», «разновидность». Важно понимать, что «мин» по Библии не обязательно совпадает с «видом», «семейством» или «родом» в какой-либо современной биологической классификации. Для высших животных можно указать следующий признак принадлеж- ности к определенному «мину»: животное из одного «мина» не способно приносить плодовитое потомство в результате спаривания с животным из другого «мина». В целом, библейское описание творения животных го- раздо более согласно с теорией креационизма, утверждающей неизмен- ность основных признаков каждого биологического «рода», нежели с тео- рией эволюции, предполагающей произвольные изменения «родов».

В Шестой День созданы были земные животные и, наконец, человек.
– 44 –                                                                                                                                          

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и га- дов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1, 24)

Вещество («земля») снова принимает участие в творении, будучи из- меняемо и направляемо Словом и Духом Бога.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех га- дов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. (Быт. 1, 25)

«Хорошо» здесь, по всей видимости, относится к гармонии биосферы земли, ко взаимной приспособленности разных форм жизни.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Наше- му, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небес- ными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкаю- щимися по земле. (Быт. 1, 26)

Человек создан по образу и подобию Бога: צלם ‹це́лем› — по-древнеев- рейски «образ», «изображение», а דמות ‹дему́т› — «подобие», «сходство». Последнее слово происходит от глагола דמה ‹дама́ — «быть ровным», «уподобляться», «сходствовать». Само слово אדם ‹ада́м›, «человек», сход- но с формой этого глагола אדמה ‹адамэ́ — «[я] уподоблю», что указывает на замысел постепенного развития и воспитания человека для уподобле- ния его Богу. Для этого нужно «выровнять» (тот же глагол דמה ‹дама́) неровности его внутренней жизни. Буквальный же смысл слова «адам» связан с красноватым (אדם ‹эдо́м›) цветом «глинистой почвы» (אדמה ‹адама́), из которой он создан, т. е. с красным цветом его крови, плоти, внутренних органов.

Но почему же сказано «по образу Нашему» — во множественном числе? Некоторые экзегеты говорят, что это относится к ангелам, которые тоже созданы по образу Божьему и которых Он оповещает о Своем намерении создать человека. Другие утверждают, что здесь употреблена грамматическая форма «множественного числа применительно к вели- чию» — «Мы» вместо «Я», как, например, Бог постоянно именуется в Коране. Наконец, есть мнение, согласно которому данные слова обращены Богом к самому человеку. «Сотворим» — вместе, Я и ты: только если ты сам приложишь усилия к этому сотворению себя по образу Божьему, оно состоится…

Что же тогда есть образ Божий? Творческие способности, разум, осоз- нание гармонии и стремление к совершенству — все то в человеке, что не вполне объясняется потребностями его материального существования и не исчерпывается ими.

А подобие Божье — это духовные и нравственные качества, которые свойственны Божественной сущности и которым человек предназначен подражать: любовь, милосердие, прощение, сострадание — все это уподобляет нас Тому, Кто милостив и милосерд.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)
– 45 –                                                                                                                                          

По буквальному смыслу этих слов, мужчина и женщина одинаково драгоценны в очах Божьих. Высшее, духовное начало в человеке возвышается над его половой, социальной, национальной и любой другой принадлежностью, являя в каждом из нас Божественный первообраз. С другой стороны, в каждом человеке как в неделимом целом («сотворим его») присутствуют два основных начала («сотворил их»): «мужественное» — дух, интеллект и «женственное» — душа, чувство.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и на- полняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт. 1, 28)

Эти животные, которые, по преданию, подчинялись человеку до его грехопадения, символизируют также и различные стороны, стремления его собственной личности, над которыми Адам, как дух, исполняющий волю Творца, должен «владычествовать».

В связи с Шестью Днями творения уже древние экзегеты говорили о шести тысячах лет, в течение которых будет длиться существование человеческой цивилизации, ибо «у Бога тысяча лет как один день» (II Петр. 3, 8). По окончании их наступит седьмое тысячелетие — радость Субботнего покоя, полнота любви и познания, Царство Божье на земле. Так, со- гласно традиционному иудейскому летоисчислению «от Адама», 2001-му году соответствует 5761-й год. О Седьмом Дне Книга Бытия говорит:

Так совершены небо, и земля, и все воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (Быт. 2, 1–3)

Что могут значить слова: «Бог отдыхал», «Бог почил»? Творение ос- нов бытия, установление главных его параметров было завершено; теперь уже повсюду действовали законы природы. И все же в Библии утвержда- ется, что Бог каждый миг обновляет, оживляет и одухотворяет все су- щее. Он не только Первоначальный Создатель, но и Творец каждого мига бытия, «Сила сил» и «Сущность сущностей». Любая человеческая наука занимается следствиями; первопричины же бытия сокрыты в Боге.

Итак, Суббота — не только окончание Первоначального Творения, но и прообраз Царства Божьего на земле, а также и посмертного духовного бытия после полной трудов и забот земной жизни (Откр. 14, 13). Кроме того, вследствие библейского предписания каждый седьмой день недели посвящать Богу (Исх. 20, 8–11), Суббота является изумительным социаль- ным институтом. Уже в древнейшие времена Суббота давала возможность отдохнуть всем тяжело трудившимся, включая и рабов. Предписания об освящении Субботы не сводятся, однако, лишь к физическому отдыху, но предполагают отвлечение от материального ради духовного: субботний день должен быть посвящен Богу, изучению Его заповедей и делам милосердия (Ис. 58, 13–14, ср. Матф. 12, 10–12). Этот великий, благодетель-
– 46 –                                                                                                                                          

ный общественный институт перешел ко всем народам, как исповедующим Христианство, так и принявшим Ислам; только христиане перенесли выходной день на воскресенье, а мусульмане — на пятницу. По преда- нию, уже Адам, созданный на Шестой День (соответствующий современ- ной пятнице), еженедельно праздновал Субботу и завещал поступать так же всем своим потомкам.

Будущая Суббота как осуществление Царства Божьего описана в том месте Книги Исаии, где говорится о творении нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда, и об очищении и воссоздании Богом всего творения, оскверненного грехом:

Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будут и семя ваше, и имя ваше.
Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить вся- кая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь. (Ис. 66, 22–23)

Великое обетование о творении новых небес и новой земли, о воссоздании мира в его первоначальной чистоте и красоте основано на описа- нии Шести Дней творения. А бессмертие человека и человечества («…всегда будут пред лицом Моим… и семя ваше, и имя ваше») приводятся в связь с Субботой — постоянным духовным восхождением для поклонения Господу.

     Читать…